
Одинадцятикласниця Ліза любить танці й ненавидить дискримінацію за будь-якою ознакою. Не може дочекатися іспитів ЗНО, бо мріє вступити до українського Вишу. Нині вона живе та навчається в Луганську, йдучи на ризик бере участь в освітніх проектах на неокупованих територіях України. Одним з таких проектів стала Молодіжна лабораторія із соціального підприємництва та громадянської відповідальності «Ухоробрене юнацтво». Які внутрішні трансформації відбулися зі старшокласницею після лабораторії, далі в інтерв’ю.
Нагадаємо, наприкінці липня ГО «СТАН» провела Лабораторію соціального підприємництва, за підтримки Фонду Східна Європа та ChildFund Deutschland, коштом Федерального міністерства економічного співробітництва та розвитку Німеччини.
*з міркувань безпеки ми не будемо називати прізвище дівчинки
Расскажи о своих увлечениях. Что приносит тебе радость? Что делаешь, когда грустно?
– Я на протяжении 9 лет, занимаюсь хореографией. Мне кажется, это уже часть меня! Не представляю жизни без тренировок, соревнований, всех этих травм и счастья, которое я испытываю, выходя на сцену.
Люблю слушать рок, люблю мотивирующие фильмы, вроде «Шаг вперёд», «1+1», «Достучаться до небес». Еще радость мне приносят путешествия. Они помогают отвлечься.
Честно говоря, чем больше я выезжаю из неподконтрольной Украине территории, тем больше душой отдаляюсь от Луганска. Когда я сюда возвращаюсь, на границе постоянно рыдаю. Потому что знаю, что здесь меня ждут молчание, ограничение прав, серость и грусть. Мои поездки – мой огромный мотиватор. Я стремлюсь как можно быстрее и лучше усвоить знания, которые мне дают репетиторы, чтобы будущем поступить в украинский ВУЗ, уехать из Луганска, и не возвращаться сюда.
Когда мне грустно я делаю себе малиновый чай, сажусь на диван в своей комнате, включаю ночник и смотрю в одну точку. Могу поплакать. Иногда бывает так, что совсем нет сил, но я знаю, что если сдамся, то я не смогу добиться своих целей и именно эта мысль помогает мне двигаться вперед.
Часто ли думаешь о политики, обществе, что могло бы улучшить нынешнею ситуацию. Какие вопросы больше всего интересуют тебя?
– Часто, потому что мне кажется, что мое окружение немного ограниченно в понятиях. Дискриминация по признаку расы, пола и ориентации в моем окружении считается нормальной. Совковые представления о мире до сих пор сидят в головах людей. Других мнений слушать не хотят, как не убеждай. Но я считаю, в обществе с европейскими ценностями люди чувствуют себя комфортней. Больше всего меня тревожит вопрос дискриминации… по любому признаку. Вопрос войны, но тут я, к сожалению, бессильна.
Что подтолкнуло тебя принять участие в проекте «Ухоробрене юнацтво»?
– Моя учительница скинула мне анкету. Я заполнила ее и ждала ответа. Скорее, я даже забыла о том, что заполняла её, а потом, когда на почту пришло приглашение, я такая:
«Мама, ты представляешь, меня приглашают во Франковск! Ура! Я увижу этот крутой город, будет море новых эмоций! Ура!»
Мама была за меня жутко рада! Мы через день поехали в Северодонецк, а от туда – в Киев. В Киеве мы перезнакомились со всей командой участников, точнее, с большей ее частью. Моя первая цель – найти новых друзей – была достигнута. До сих пор общаюсь со Златой, Лилей, Аленой, к сожалению, редко списываемся с Машей из Харькова.
Чего ещё ждала от поездки в Ивано-Франковск?
– Я очень хотела узнать что-то новое для себя, и эта цель так же была достигнута. Такой насыщенной программы я не ожидала, но мне это нравилось! Запомнились предприятия, на которых мы побывали. Было очень интересно слушать людей, которые делились опытом в социальном предпринимательстве. Я не знаю, почему была такой замкнутой и не задавала вопросы. У меня их было много. Очень благодарна всей команде СТАНа! Вы помогли мне понять, что общаться это важно, не нужно бояться своих мыслей и чувств.
Когда мы встретились во второй раз – в Карпатах – ты действительно очень изменилась, стала решительней говорить о своей позиции, а твой перфоманс был самым смелым из всех. Расскажи тех нескольких месяцах после «Ухоробреного юнацтва»
– В Карпатах, на протяжении всего воркшопа «Свідомі діяти» (Правозащитная мастерская социального перфоманса, которую СТАН проводил в ноябре этого года – прим. ред.) у меня была некая эйфория. До последнего не могла поверить, что снова встречусь со СТАНом. Осознала то, где я нахожусь, только когда сидела в офисе и пила чай, пока ребята еще спали. В промежутке между проектами я побывала в Таганроге, в детском оздоровительном центре, куда ездили луганчане. Отношение со стороны вожатых лагеря было, мягко говоря, не ахти. Я все время говорила с ними по поводу их отношения к нам – детям пережившим войну. Нет, я не пыталась надавить на жалость – хотела добиться понимания и уважения. Слова, которые они произносили, очень ранили меня, но помогали становиться сильнее, доказывать, что мы на многое способны. В итоге они все-таки поняли свою ошибку. И я немного даже горжусь этим. После приезда в Луганск я приняла участие в (Анти)конкурсе «(Не) Дитячий погляд на війну». Написала эссе – это было моей небольшой исповедью.
Когда я ехала к вам во второй раз, еще не знала результатов конкурса. Мне было важно узнать ваше мнение о моей работе. Я дала прочитать ее нескольким людям. Не хотела выносить свое «творение» на публику, но в итоге, когда мы делали перфомансы, моя мини-группа решила, что я должна читать отрывок из эссе. Когда говорила посреди улицы обо всех этих вещах, о детстве, о войне, я хотела чтобы люди не просто проходили мимо, а вдумывались в слова, которые я говорю. Абсолютно не боялась и не стеснялась, ведь мы затронули очень важную тему.
По окончанию проекта я приняла участие в 2-х академиях от организации «Интеграция через диалог». Это было очень рискованно, ведь все мои друзья, одноклассники из Луганска думали, что я болею.
Поделись немного планами на будущее. Кем себя видишь через год? Через 10 лет? Какой хочеш увидеть нашу страну к тому времени?
– Планы на будущее? Поступать планирую в медицинский, на стоматологический факультет, но если не понравится, не будет получаться, то уйду. Дальше буду поступать, скорее всего на журналиста. А возможно, это станет моей второй профессией. Страну нашу хочу видеть нашу страну единым, развивающимся, европейским государством. Западные и центральные территории уже стремятся к этому. Думаю, это очень правильно.